Вернуться к отчетам

Путорана. Затерянный мир.

«Жизнь во время путешествия — это мечта в чистом виде».
Агата Кристи.

Когда живешь мечтой о загадочных местах, долго идешь к ней, буквально, и получаешь мечту в чистом виде. Это об экспедиции на плато Путорана, в которой было свыше 2000 км водного пути и месяц не легкого путешествия.

И всё ради того чтобы попасть в затерянный мир Путорана!

Наше путешествие началось в Лесосибирске, куда вся команда добралась из Красноярска. Сразу приступили к сборке плотов, на которых нам предстояло жить более недели, добираясь до притока Енисея, р.Курейки.

9 июля, ранним утром мы отчалили от Лесосибирска навстречу приключениям. Наш путь лежал на север, за полярный круг. Предстояло преодолеть 1100 км по Енисею до р. Курейка, по которой нужно было подняться до плато Путорана. Это еще около 400 км.

Енисей огромная и красивая река. Мы встречали умопомрачительные рассветы, и провожали багровые закаты. Первый ходовой день был завершен на одном чудесном Енисейском берегу. Этот вечер ознаменовался отличной рыбалкой и мы вдоволь наелись рыбы. Её коптили, варили уху, наелись от пуза.

И чем дальше мы двигались на север, тем интересней становилась рыбалка. Окунь, язь, щука. Практически на каждой остановке наши рыбаки испытывали щенячий восторг от такого отличного клёва. Рыбу ловили только для пропитания.

К нам подходили местные жители на лодках, чудесно общались с ними. Всегда предлагали что-нибудь из своего улова. В общем с рыбой был полный порядок, чему мы были несказанно рады, ибо меню для путешествия планировалось так, что будем питаться кроме всего еще и рыбой.

Енисей, чем дальше на север становился просто огромным. От берега до берега по 2 а то и более км. А всё что просматривалось впереди по ходу движения, уходило в горизонт, прям как на море.

16 июля, ранним утром на рассвете, мы подошли к р. Курейка. Большая часть команды мирно спали в палатках на плотах, а мы, те кто был на вахте дружно порадовались тому что перевалочная точка пути пройдена. Позади 1100 км и мы начинаем подъем к г. Светлогорск, где перебросимся через Светлогорскую ГРЭС на Курейское водохранилище и нам останется чуть чуть и мы на Путорана. К слову сказать, на катамаранах мы шли в круглосуточном режиме. После старта из Лесосибирска, была только одна ночевка на берегу. Затем, чем дальше на север, тем ночи становились всё светлее, что позволило нам идти на катамаранах в круглосуточно.

Подниматься по Курейке было не просто. Мы шли против течения, в это время ГРЭС начали сбрасывать воду с водохранилища, подняв уровень воды в Курейке. Мы шли тяжело и на пределе, но к вечеру добрались до Светлогорска.

Перебросив катамараны через плотину, пополнив запасы топлива, мы добрались до Курейского водохранилища.

Ранним утром мы стартанули дальше. Предстояло пройти самый сложный участок пути. Водохранилище огромное! Более 100 км. Кроме всего на нём большое количество островов в которых очень легко заблудится. Поэтому еще перед поездкой я прочертил трек с проходом между этими островами до основного русла Курейки. Проход по вдхр ещё осложнялся тем что очень много коряжника. Топляк был везде, по берегам, и находился в свободном плавании, приходилось идти максимально осторожно.

18 июля мы прошли Курейское вдхр. Предстояло пройти Курейские пороги на подъеме к озеру Дюпкун. Дважды нам приходилось высаживать всю команду для прохождения наиболее сложных участков. Катамараны с рулевыми проходили порог, в то время как все остальные проходили эти участки по берегу.

18 июля к вечеру мы добрались до озера Дюпкун. И у нас появилась проблема, которую мы все вместе обсудили. Мы сожгли очень много топлива пока поднимались по Курейке. Больше чем предполагалось, течение было очень сильное, шли медленно. Печаль печальная постигла нас, топливо оставалось только на обратную дорогу до Светлогорска. А мы планировали дойти как минимум до р. Яктали чтобы сходить на большой Курейский водопад. Проделав такой путь и не дойти до цели, было тяжелой реальностью, которую было сложно принять. Но увы, ближайшая заправка была в 200 км от нас.

И вот мы добрались до Путорана, сидим без топлива, думаем как быть. В это время показалась лодка. Рыбаки ехали на заброску. Пройдя больше 200 км по вдхр и Курейке мы не встретили ни души. С этой стороны на плато мало кто может попасть. А тут лодка и очень лёгкое решение нашей проблемы, да на столько, что мы все были в шоке. Объяснили суть, что не можем двинуться дальше, Владимир ( так имя нашего спасителя) говорит « ну раз уж приехали, езжайте дальше, привезу вам топливо». Договорились куда, денег не взял. Разговор длился не более 10 мин. Прыгнул в лодку и укатил куда то дальше.

Вот сколько было шансов найти топливо на Путорана? 1 к 100. И этот счастливый билет нам выпал. Мужики в лодке под шафе, поэтому сомнения что топливо привезут в оговоренное место, были. Тем не менее двинули дальше. Рассчитали сколько нам нужно топлива чтоб добраться до места предполагаемой заправки, и на 70 км углубились на плато, по озеру Дюпкун.

Встали в чудесной заводи, которую потом назвали «щучьей» и наслаждались офигенной погодой. А с погодой нам на всём протяжении пути сказочно везло. До границ заповедника мы не дошли, по вновь сложившимся обстоятельствам было принято решение облазить местные горы, а посмотреть там есть на что, ну сходить на Тальниковый водопад. Сказано сделано. Наловили щук, накоптили, варили уху, ели слабосоленой. В общем что касалось рыбы, гурманили как могли.)))) Лишнего не брали, 2-2.5 кг «карандашей» (щук) отпускали))). Да простят меня местные, Уральские рыбаки, но щуки там полно, поэтому мелочь менее 2 кг мы отпускали. Вот видос)))

Встали мы недалеко от устья р. Тальниковой, только на другом берегу Дюпкуна.

Гора перед нами манила, к тому же можно было заглянуть за нее, и краем глаза глянуть на еще одно из крупнейших озёр Путорана, озеро Хатайское. Что мы и сделали. Начали штурм после завтрака. А горы то траповые))) Казалось бы вот она вершина, забрался, топаешь по плато, а там еще подъемчик, а за ним так же, и так раз 5-6))) и так до касаря. А на вершине огроменное плато, тундра, по которой вполне комфортно ходить, кой где болотина, где-то курум, озера. В общем передвигаться по верху было легче и проще, нежели у озера и до высоты 500, где бурелом и дурманящий запах багульника, его там реально дофига, а когда его много, очень не приятно.

Прогулялись по плато безымянной горы, наблюдали обалденные виды. Горы уходили в горизонт. Ни облачка на небе. Лепотаааа!

Нагулялись мы вдоволь сделали кучу фотографий и пошли вниз, где нас ждала уха, копченая рыба и баня.

трофейная щука, 8400

Сходили в баньку, наелись от пуза рыбных деликатесов, пора в пешку собираться. Единственное что нас останавливало это сделать с утра, это погода, был жуткий зной. Поэтому мы дождались вечера, когда жара немного спала, переправились на другой берег, запарковали катамараны и пошли. Понятное дело, троп там нет, если только звериные. Предстояло дойти до Гусиных озер на безымянной горе, от куда можно было сходить в радиалку до Тальникового водопада. Вылезли на открытый уступ горы уже заполночь, виды обалдеть, поужинали и улеглись спать. На утро предстоял еще подъем и там по плато до Гусиных озер около 15 км.

На утро мы оставили записку с сюрпризом на этой чудесной поляне, вдруг кто то найдёт. Сообщайте))

Координаты «клада» N68°20.110 E092°59’090

88 км озера Дюпкун, чуть дальше устья реки Тальниковая, левый берег, заводь. Идти на гору. Первая открытая площадка (без леса).

На ёлочке посреди площадки висит записка с подарком, попробуй доберись)))) На фото и на карте, характерный ориентир.

Погода нам явно благоволила, шли в шортах и футболках, любовались видами, легкий ветерок обдувал, идти было не очень жарко.

Спокойно и не принужденно к вечеру дошли до Гусиных озер.

И снова проводили бомбический закат.

На утро мы пошли гулять к водопадам, тут особо добавить нечего…. Потому как плато Путорана и там этих водопадов…..)) Один краше другого. Никакие слова не передадут всей этой красоты, впрочем как и фото. Вашему вниманию малая часть увиденного….

В лагерь возвращались довольные и под впечатлением от увиденного. Еще один закат и нужно было двигать в обратном направлении.

Спускались по каньону, ушел целый день, где водопады и уникальный рельеф добавили впечатлений от увиденного.

Прогулка у нас заняла 5 дней, а впечатлений не измерять никакими параметрами. Пока гуляли вода заметно ушла из озера, и катамараны которые мы оставили на воде, оказались на суше, стоило не малых усилий дотащить их до воды.

Вернувшись на «базу» вновь затопили баню и готовились на утро уходить в обратном направлении. Еще немного видов из «щучей» заводи.

На утро погода чутка испортилась, стало штормить. Озеро в самых широких местах достигало до 1.5 километров, но, надо идти, к тому же не понятно что у нас с топливом на обратную дорогу до Светлогорска. Шли до условленного места с чувством будет не будет топливо, и пока не добрались до него, было напряжение. К счастью топливо нам забросили. Мы спокойно переночевали, порыбачили и по бодрому течению легко прошли все пороги до Курейского вдхр.

Светлогорск не большой город. Когда то в неё кипела жизнь, а теперь население около 800 чел. И конечно же большинство работает на Курейской ГРЭС. Сходили посмотрели на Курейский порог, не менее 5 к/с, зрелище впечатляющее.

До Енисея добрались лихо, по течению летели быстро. Ну и в планах было посещение Сталинского пантеона в Курейке, точнее то, что от него осталось. На фото какой он был, и настоящее время.

Наш путь лежал до Игарки. От туда 2 человека улетали на самолете, а нас ждало еще 5 дневное путешествие по Енисею на теплоходе. В Игарке сходили в уникальный музей вечной мерзлоты, послушали интересный рассказ о стойке 503, во время Сталинских репрессий. Это был ад. Но это уже совсем другая история, для путешествия Путорана 2020.

Спасибо всем участникам этой не простой экспедиции, без всех нас, мечта так и осталась бы мечтой! Но мы смогли и прошли этот не легкий путь!

Спасибо, и до новых встреч в крутых походах!

Обратный звонок

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.